Родина помнит о 25 Героях

Наби НАБИЕВ, фото , Павла ГЕРАСИМОВА, «Красная звезда».

 

      13 июля 1993 года в 4 часа утра на 12-ю погранзаставу Московского погранотряда на таджикско-афганской границе было совершено нападение. Бой с 250 афганскими моджахедами приняли 45 наших воинов. «Духи», плотным кольцом окружив российских пограничников, долго не подпускали группу поддержки во главе с начальником погранотряда подполковником Масюком. Заминировав единственную дорогу, ведущую к заставе, они вели массированный огонь с господствующих высот и обстреливали вертолеты. Отчаянное сопротивление взятой в кольцо заставы продолжалось 11 часов (подробнее – в номере «Красной звезды» за 12 июля с.г.). Из этого ада удалось вырваться лишь восемнадцати пограничникам. Раненные, контуженные, истекавшие кровью, они прорвались к своим во главе с заместителем начальника заставы лейтенантом Андреем Мерзликиным. А 25 военнослужащих (три воина 201-й дивизии и 22 пограничника, в том числе и начальник заставы старший лейтенант Михаил Майборода) погибли. За мужество и героизм указом Президента РФ от 19 июля 1993 года шести пограничникам присвоено звание Героя России, 29 военнослужащих Московского погранотряда награждены орденом «За личное мужество», 17 удостоены медали «За отвагу».В соответствии с приказом министра безопасности РФ с 1 ноября 1993 года героическая застава стала именоваться 12-й пограничной заставой имени 25 Героев. С тех трагических событий прошло десять лет.

 …От поселка городского типа, где расположен Московский погранотряд и живут пограничники со своими семьями, до 12-й заставы им. 25 Героев – полчаса на вертолете над скалистыми гребнями Памира. Помянуть павших на героическую двенадцатую заставу 13 июля прилетели родители погибших и их бывшие сослуживцы. Не все, конечно, – кто смог. Бывший начальник Московского пограничного отряда полковник запаса Василий Масюк добрался аж с Дальнего Востока. 13 июля 1993-го он запомнил на всю жизнь.
     — На тот момент обстановка на участке границы нашего отряда складывалась так, что уходить отсюда мы не имели права, – вспоминает Василий Кириллович. – Или честь, или бесчестье и бесславие. Поэтому российские пограничники стояли насмерть. Вечная им за это память и слава!
Многие родители узнали о случившемся из новостных программ.
— Когда мы по радио услышали, что много обезображенных тел и бой идет уже несколько часов, – с волнением рассказывала Александра Михайловна Вракина, прибывшая на 12-ю погранзаставу с делегацией Пермской области, – мы с мужем поседели враз…
   Александра Михайловна тогда упорно гнала мысль о смерти единственного сына. В течение дня была собрана гуманитарная помошь с медикаментами. Областное управление Министерства безопасности РФ выделило самолет. На следующий день Александра Михайловна прибыла в Душанбинский госпиталь российских пограничников. Очень пригодились системы переливания крови, которые она с собой привезла. Без промедления вертолетом вылетела на 12-ю заставу.
     Успокоилась только тогда, когда узнала, что ее сын Николай жив. Он служил с 1991 по 1993 год в десантно-штурмовой маневренной группе, был прикреплен к 12-й заставе, но так случилось, что в момент нападения моджахедов пограничник находился на соседней заставе. Когда узнал, что его боевые товарищи окружены, пошел им на выручку. Был контужен, отражал атаки боевиков, за что награжден орденом «За личное мужество».
С тех пор Александра Михайловна руководит советом родителей военнослужащих Прикамья, неоднократно привозила гуманитарную помощь тем, кто служит на таджикско-афганской границе.
 Она разыскала матерей погибших на 12-й заставе земляков и поставила перед собой цель – найти возможность свозить женщин на место гибели сыновей.
Мама погибщего рядового Андрея Веревкина Надежда Васильевна Букатина по состоянию здоровья не смогла вылететь, попросила привезти ей горстку пянджской земли на могилу сына. Мать погибшего Сергея Колотыгина Галина Андреевна Садкова несколько лет вынашивала мечту побывать там, где служил ее сын.
     В душе Сергей всегда был романтиком, поступил в речное училище. А его призвали служить на границу. Галина Андреевна показывала фотографии, где все ребята вместе – живые, веселые – и Сергей вместе с ними – в тюбетейке. В письмах писал матери, что нравятся ему эта земля и народ… Улица в Перми, где жил пограничник, теперь носит его имя, на доме установлена мемориальная доска. В прошлом году к Галине Андреевне из Екатеринбурга с женой и сыном приезжал Герой России сержант Сергей Евланов, побывал на могиле друга. Всех, кто прошел Афганистан или Таджикистан, Галина Андреевна считает своими сыновьями.
Сейчас 12-я пограничная застава имени 25 Героев перенесена на несколько километров. Руины бывшей заставы остались, словно памятник тех трагических событий. На командно-наблюдательном пункте минометного взвода современной 12-й заставы установлена буссоль, в оптический прибор которой можно разглядеть то, что осталось после боя.
Временно исполняющий обязанности начальника заставы капитан Александр Федоров рассказал, что на этом участке границы и сейчас сложно. Недавно изъяли 72 килограмма опия и конопли, а с начала года было уже несколько таких случаев. Сейчас пограничники чувствуют себя намного уверенней. Их поддерживает тактическая группа 201 мсд с приданными самоходно-артиллерийскими установками.
     Члены делегации Пермской области передали личному составу заставы подарки: сигареты, конверты, конфеты, магнитофон с записями песен пермского барда Михаила Леждея, посвященных Сергею Колотыгину и погибшим пограничникам 12-й заставы. Перед личным составом заставы Галина Андреевна зачитала письмо с предложениями о переписке от руководства речного училища, где учился Сергей, передала заставе на память корабельную рынду.
К памятнику погибшим героям возлагаются венки, и гулкое эхо Памира долго не дает грохоту поминального залпа раствориться во времени и пространстве…

На снимках: Таджикистан, 12-я застава имени 25 Героев.
Источник — «Красная звезда»


Top.Mail.Ru




Comments are closed.