Столовое серебро, ювелирные украшения и награды времен Российской империи обнаружили рабочие при реставрации особняка Нарышкиных на улице Чайковского в Петербурге.
Когда началась беспокойная осень 1917 года, всей стране было понятно, что предстоят большие перемены. Непосредственно это касалось прослойки дворян, особенно богатых. Опасаясь за свою жизнь, Нарышкины решили уехать из страны. Однако по ряду признаков они, по всей видимости, хотели однажды вернуться, это можно сказать сейчас после того, как все фрагменты клада Нарышкиных изучены экспертами.
Как рассказали корреспонденту «РГ» в пресс-службе группы компаний «Интарсия», которая ведет работы, ценная находка была сделана не в основном здании, а в дворовом флигеле особняка. Сейчас в нем ведутся работы по реконструкции и приспособлению к современному использованию. Вскрыв полы на третьем этаже, рабочие обнаружили на втором этаже помещение, которого не было на планах площадью около 4 квадратных метров. В «каменном мешке» был спрятан клад.
— Там находилось более тысячи предметов, в основном столовое серебро, — рассказал ведущий менеджер по связям с общественностью Михаил Северов. — Особенно ценно, что это на первый взгляд полные сервизы — от вилок и ложек до серебряных самоваров.
Все предметы были тщательно упакованы: некоторые хранились в специальных деревянных футлярах для столового серебра, некоторые были завернуты в полотняные кухонные фартуки и куски материи, пропитанные уксусом — они сохранили слабый запах. Некоторые вещи неведомые собиратели клада завернули в упаковочную бумагу, а когда ее не хватило — в газеты. На упаковку ушла часть 1917 года, и по датам — июль, август, сентябрь — получается, что о сохранности ценностей Нарышкины позаботились еще до или сразу же после Октябрьской революции.
По оценкам специалистов, подобных находок — такого количества и масштаба единовременно — в Петербурге не было никогда. В составе клада, помимо столового серебра, есть также несколько предметов декора, в том числе массивные серебряные подсвечники в стиле модерн, немного ювелирных изделий, ордена и медали Российской империи, а также два дорожных несессера — мужской и женский. Все находки сейчас предстоит тщательно описать, а затем атрибутировать. Помочь в этом могут гербы, украшающие многие из находок. Один из них уже опознан как герб рода Нарышкиных, владельцев второго, сдвоенного, еще предстоит установить.
На месте обнаружения клада сейчас работают представители городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга, а также сотрудники антикварного отдела ГУ МВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Для сохранности клада прямо на месте его обнаружения ведется видеомониторинг, выставлена охрана. Сколько времени займет инвентаризация, специалисты пока сказать не берутся.
После того как все найденное будет тщательно описано, коллекцию поместят на временное хранение в один из музеев Петербурга. По предварительной информации, это может быть Павловск. Однако в будущем находку предполагается вернуть на улицу Чайковского.
— Это часть исторического наследия особняка, и после завершения всех реставрационных работ ее планируется сделать частью его музейной экспозиции, — пояснили в компании.
Памятник федерального значения особняк Трубецкого — Нарышкиных на улице Чайковского, 29А сейчас реконструируется под культурно-просветительскую и административно-деловую функцию. По одной из версий, здесь разместится Санкт-Петербургский международный центр сохранения культурного наследия.
Отметим, что сокровища в особняке Нарышкиных, по всей видимости, обогатят не только российскую историю, но и тех, кто их обнаружил. В соответствии со статьей 233 Гражданского кодекса РФ в случае обнаружения клада, содержащего вещи, относящиеся к памятникам истории или культуры, они подлежат передаче в государственную собственность. При этом нашедшему полагается 25 процентов от стоимости клада. Однако оценить нарышкинскую находку специалисты не берутся даже приблизительно.
Всего же в кладе семьи Нарышкиных было найдено около 2168 предметов. Среди них было пять практически полных серебряных сервизов. Один из них был парадным столовым сервизом в «русском стиле», около 200(!) предметов от фирмы ювелира Сазикова. В кладе Нарышкиных кроме этого были обнаружены и боевые ордена с медалями и памятными знаками, наградными документами, ювелирные украшения c часами и туалетными приборами. Огромная масса столового серебра, мелкие пасхальные подвески. При этом часть предметов находилась в своих исторических футлярах.
Интересно получилось с правами на клад Нарышкиных. По факту нынешнее законодательство строго определило, что на часть клада или соответствующее ему вознаграждение имеют право сами лица, что нашли его а также и собственники того земельного участка или здания, где он был найден. Гениально, но место обнаружения клада сейчас находится на территории общедолевой собственности. То есть фактически права на этот клад имеют и город в лице КУГИ, и ООО «ИНТАРСИЯ», и физическое лицо, собственники всех помещений флигеля с тайником.
Ограбленные судьбой потомки Нарышкиных не имеют никаких прав на свои собственные вещи вследствие множественных законов революционной эпохи, часть из которых функционирует и по сей день. Земля была у Нарышкиных была отобрана во время революции, в пользу государства. Примечание 1 к статье 59 от Гражданского кодекса РСФСР от 1922 года, до сих пор в силе и полностью лишает прав родственников Нарышкиных и их потомков хотя бы на часть клада. По факту нынешние законы России не на стороне дворянского гнезда, хотя и ходят и напоказ восхищаются государственные чиновники тонкостью работы столового серебра.
Теперь конфискованными по сути вещами семьи Нарышкиных будут заниматься уже в Министерстве культуры, а чиновники из Минфина будут производить предварительную оценку дворянского имущества. По предварительным данным, экспертиза здесь может занимать от года, а сам процесс оценки до трех месяцев. Компания «ИНТАРСИЯ» заявила недавно, что очень не хочет разделения клада на части. В планах компании открытие музея и выставки, где все предметы будут представлены на всеобщее обозрение в усадьбе Трубецких-Нарышкиных, где и были обнаружены.
Справка «РГ»
Дом на улице Чайковского, 29 А первоначально принадлежал прадеду Пушкина Абраму Ганнибалу — «арапу Петра Великого». В 1855-1856 годах его перестроил для новых владельцев, князей Трубецких, архитектор Гаральд Боссе. Через 20 лет, в 1875-1876 годах, для князя Нарышкина его реконструировал Роберт Гедике.
До скорых встреч на mg-studio.su